Упражнения на развитие чувства ритма
Развитие чувства ритма осуществляется по двум направлениям. Первое — совмещение ритма дыхания с движением, работа с самим ритмом дыхания (углубление вдоха и увеличение длительности фаз с их последующим уравниванием). Аналогичные упражнения были описаны выше. Второе направление — ориентация на внешний ритм. Здесь используется все многообразие средств. Например, при выполнении любых упражнений, где вы сами считаете ребенку (счет на 8, на 12) можно, одновременно хлопая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его. Это также способствует развитию внимания и более гибкой приспособляемости ребенка к изменяющимся условиям.
- Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой, производя с ними различные манипуляции (постучите, бросьте, подергайте, подуйте, поскребите и т.д.). Поварьируйте громкость и темп на каждом источнике, отработайте нарастание и затухание звука. Затем исследуйте поподробнее наиболее понравившиеся звуки.
- Начните диалог — чередуйте «высказывания» каждый на своем инструменте, внимательно прослушивая реплики друг друга. Когда ребенок сыграет что-то, достаточно структурированное, повторите. Продолжайте игру — один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Повторяйте много раз, пока ребенок не отработает спонтанную находку.
- Взрослый задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2-2-3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки педагога, а в процессе освоения — происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, т. е. с закрытыми глазами).
- Ребенку предлагается повторить ритмический рисунок правой рукой, левой рукой одновременно (хлопки или удары перед собой), комбинированно (например, «2» правой рукой, «2» левой рукой, «3» одновременно двумя руками); сначала продирижировать всей рукой, потом только кистью; после освоения первой части упражнения ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами (пример одновременных движений ног — прыжки на двух ногах); сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; следующий этап освоения этого упражнения — воспроизведения ритмического рисунка верхними и нижними конечностями (например, «2» левая нога, «2» правая нога, «3» хлопки руками); здесь же можно предложить ребенку воспроизведение ритмического рисунка различными частями тела (например, лежа на спине или стоя у стены — «2» двумя локтями одновременно, «2» приподнимая и опуская таз, «3» двумя ногами одновременно или «2» правая рука и левая нога одновременно, «2» левая рука и правая нога одновременно, «3» удары одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру).
- В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребенок испытывает трудности при воспроизведении ритма. Предлагается развернутая опора на речь, например, придумать предложение или набор слов, подходящих для данного ритмического рисунка. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: «2» со-кол, «2» ле-тит, «3» вы-со-ко. Подбор слов: ребенок считает, сколько ударов в каждой пачке, и подбирает слова с тем же количеством слогов или гласных букв. Если и этот вариант вызывает затруднения, то ребенку сначала предлагается нарисовать ритм вертикальными черточками (дается дополнительная зрительная опора), например, // // ///. А затем подбираются слова и под каждой чертой пишется соответствующий слог.
Если ребенок все же не может запомнить услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой его записи «2-2-3», где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков или ударов, а тире между ними — пауза.
- «Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети внимательно слушают и по команде педагога его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку из заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до команды педагога «Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок — получает штрафное очко или выбывает из игры». Возможные пути усложнения задачи: удлинение или усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д.
Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например? Тихие (слабый удар — короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар — длинная вертикальная черта). |